В целях повышения культурного уровня, медленно сползающего в деградацию, прочла "Одиночество в сети" и посмотрела не-Блич - "Fate: Stay Night". Не знаю, насколько это помогло, но по крайней мере наконец появилось ощущение лета: есть время читать книги и главное - смотреть по десять-пятнадцать серий аниме за раз.
"Одиночество" я начинала читать в цыфре - влом было искать и покупать, а услышанные отзывы, казалось, делали книгу достойной прочтения. В целом, первая половина книги оценивалась мной, как вполне достойная, хоть и не самая внятная, но потом был сделан перерыв на модули, а еще потом я нашла книженцию у ребенка. Выклянчив у нее эту "пфф, чушь собачью", я дочитала оставшуюся половину за ночное дежурство, и еще на следующий день - заключительную часть. Очень жаль, но рецензия ребенка оказалась не такой уж несправедливой - ничего особенного, гениального и шедеврального в чтиве не обнаружилось. Если опустить соответствующие заявленному времени - середине девяностых - технические подробности касательно айсикью, которые очень смешно читать, но прощаешь, потому что это обосновано сюжетно, все остальное - мыло, мыло, и мыло жэ в лучшей традиции женского романа. С одним "но" - антураж, собственно, общения в сети, аськосвиданий и "мэйлов" двух не нашедших в жизни счастья душ. В общем, дело вот в чем. Махровая имха - гоу ми. Книгу писал автор с 1э, его герои имеют несомненную 1э, и нравится книга людям с 1э. Там очень много пафосных, излишне подробных, ненатурально вычурных романтических признаний, которые повторяются с неизменной претензией на оригинальность, и изредка приправляются краткими сведениями о генетике - коньке главгероя, или же его излияниями о прошлых психополовых травмах (опять же в стиле 1э). Поэтому если в первой половине книги это воспринимается еще довольно свеженько, вторая начинает прогрессивно приедаться - те же самые разговоры, тот же самый стиль. Стиль, вот! Очень много подробностей. Очень много важных и не очень подробностей, которые тщательно, скрупулезно описываются, очень много второстепенных, не играющих никакой роли, но тщательно обсасываемых персонажей. И оправдать это не удается даже тем, что без них книга имела бы вид сухой переписки по аське - даже работа на атмосферу, вкусность текста в данном случае привела к созданию слишком приторной конфеты. Главперсонажи сибаритствуют вчерную, пьют много дорогого бухла, и обмениваются очень важными для влюбленных вопросами типа "какого цвета ты носишь трусы", упакованными, впрочем, в изысканное "какого цвета белье ты с удовольствием бы с меня снял?". Впрочем, это дурацкое, зацикленное поведение характерно для влюбленных, поэтому немалая доля правды все-таки есть, но, но, но... Моя 2э смотрит на эти перегибы, скептически выгибая бровь, ибо всего полагается вмеру.
Самый же неприятный для меня выбрык уважаемого автора, "понявшего женщину" (что, кстати, нифига не), произошел в конце. Ну не айс это, знаете ли - декларировать самую прекрасную и восхитительную любовь-сквозь-пространство, разглядывать ее и облизывать всю книгу, снабжать обилием слюнопусканий и счастливых ожиданий очередного письмеца, кульминировать встречей в романтическом Париже, добавить секса, и после этого заставить Ее, у которой, по-видимому, включилась (внимание, имхо) ее предполагаемая 3ф - остаться с нелюбимым, не ценящим ее мужем ради предположительно его ребенка, которого она под конец назовет именем бедолаги Якуба. Кстати, на бедолагу Якуба она забьет до такой степени, что он (спойлер!) натурально убьется с горя об поезд. Кстати, по-моему, он обладал 3ф, так же, как и Она, и была у него 4л несмотря на ученую степень (ибо если 2л, что предположительно, то тогда 4в, а 4в туда ложится плохо). Вообще, по-моему, они оба были Пастернаки. Впрочем, мне уже везде мерещатся Пастернаки. И вообще, не суть. Не пошло, увы. Увы, не мое.
Теперь Фэйт. Фэйт меня порадовал намного больше, тем более, что я давно на него облизывалась. Причем герои радовали меня там гораздо больше, чем сюжет. Сюжет, собственно, прост (до середины серий), как палка: есть Грааль, есть Мастера (маги), есть Слуги (некогда эпические герои, а теперь полу-призраки). Каждые десять лет Мастера призывают Слуг, и дерутся, чтобы получить Грааль, который затем исполнит желание победивших. Правда, незаковыристо? Увы, со второй половины палка становится о двух концах - этот приятно-понятный сюжетец начали обвешивать излишними подробностями, но даже это сериалу не слишком повредило. Ибо во первых:
Там вменяемый ГГ, который очень похож на Ичиго, но и вполовину не так сильно напрягает, как оный. Эмия Широ, во первых, очень хреновый защитник сирых и обижаемых - у него почти нету способностей, а то, что есть, особо не помогает ни в бою, ни в быту, и в это верится гораздо больше, чем в ультрамегапрокачки свет Куросакиевича. И еще - там, где Ичиго прощается с любой логикой и причинно-следственными связями, Широ всего лишь принципиален - причем он способен понимать свои ошибки, и даже учиться на них - пусть и медленно. За свои принципы он получит не раз, и очень больно, что только увеличивает к нему симпатию, даже учитывая "чудесные излечения", связанные с его слугой. Итак, относительно нормальный ГГ - раз.
Два - Слуги. Слуги прекрасны почти все. 1в-король-прежде-чем-женщина-Сэйбер, сдержанная и рациональная, очень естественно проникается уважением к своему нерадивому хозяину, но продолжает прочищать ему мозги на почве их вечного конфликта "я твой слуга, ты мой мастер, дерусь тут я, а ты стоишь у меня за спиной" против "ты хрупкая девушка, тебе не положено влезать в драки, постой в сторонке, пока мужик решит". Выглядит трогательно, тем более, что они доходят-таки до компромисса, а не до абсурда. Скрытная и очаровательная Райдер с ее цепями, сверхъестественной грацией, Пегасом-Фантазмом, и откровенным презрением к своему трусу-мастеру стоит на втором месте в рейтинге девушек-Слуг, но ее, к сожалению, вынесли первой, и насмотреться всласть не удалось. Роковая леди, а на деле одинокая и несчастная ведьма Кастер подкупила своей непонятно откуда взявшейся, но очень искренне выглядящей любовью к лишенному магии Мастеру, да и вообще, Медее я изначально симпатизировала из-за того, что ведь не сама стала сволочью, а довели бедняжку. Мужчины же слуги еще лучше: Арчер, мой ненаглядный Арчер, слуга Тосаки Рин - однозначно топ-Servant. Всем хорош: ловок, умен, собран, слегка циничен, но не лишен добродушия, и снисходительно кормит ГГ советами. А еще он красив, и весьма похож на Верджила своей прической и задумчивым выражением физиономии, умеющим, впрочем, меняться в сторону иронической ухмылки ^____^ Несмотря на свой класс, дерется двумя короткими мечами, и Фантазм его - Бесконечные Мечи, но так как в дальнем бою он не менее хорош, можно считать, что это обоснуй. Арчер едва ли не первый персонаж в аниме на моей памяти, который кастует свои спеллы/команды вполне приличным английским, и звучат они просто превосходно. Претензий к Арчеру две: во первых, его безобразно рано победили, и во вторых (спойлер) - он является самим Эмией Широ, ставшим слугой, и выверт этот меня не порадовал. Но даже это не испортило от него впечатления, и однозначно хочется увидеть его еще - по-моему, то ли в игре, то ли в овашке, то ли еще где тему Арчера развивают поосновательней.
Второе место делят Лансер и Асассин. Лансер - самый ловкий класс из слуг-рыцарей, а еще у него нет царя в голове, но есть копье Гай Болг с очень полезным скиллом попадания прямо в сердце противнику. Обладает шалой улыбкой, своенравным характером, приятным внешним видом, никакой особой цели не преследует - просто живет, пока может, и наслаждается драками. Асассин - очень декоративный самурай, основная радость в жизни которого - его катана и драка с Сэйбер. Увы и ах, его Инверсия Ласточки никак не помогает пониманию женщин и их логики. Герой он выдуманный, но благородный.
Берсеркер остается на последнем месте - он практически неинтересен, увы, и с его помощью угробили Арчера, поэтому у меня на него зуб.)
И вот еще - Гильгамеш, он же Золотой Король, он же Король Героев, он же надменное мегапрокачанное существо, смахивающее внешне на Арчера, но и вполовину не такое благородное, как он. Очень много говорит. Очень много говорит, что хочет получить Сэйбер. Регулярно демонстрирует свои садистические наклонности и значительный перевес в силе на Сэйбер же. Очень напоминает Дискенса; заканчивает примерно так же, как и он - с жирным обломом, и это единственное, за что ему можно симпатизировать: я очень люблю, когда напыщенных эгоцентристов сажают в лужу.
Оставшиеся персонажи тоже не добавляют горчицы в мед: Рин Тосака приятно дополняет Арчера, как его Мастер: несмотря на изначально демонстративно-высокомерное отношение к Эмии вскоре становится милой и покладистой, но не переслащенной. Энергична и деятельна, здраво рассуждает, никогда не впадает в истерии и праздное резонерство, красиво кастует по-немецки, и в целом один из редких женских персонажей, вызывающих только положительные эмоции. Ильясвиль (Ирьясфирь?) - очень милое, воздушное, хрупкое существо лет двенадцати, умеющее превратить в ад жизнь окружающих: то, улыбаясь, подденет так, что слов не хватит, то решит урыть тебя ради пользы дела, то будет занудно читать лекции о морали и демонстрировать идеальные манеры. Не будь выверта о Граале под конец сериала, она оказалась бы еще лучше. Буйствующая обжора Тайга хороша, как проходной персонаж. Единственной, кого хотелось задушить раз и навсегда оказалась Сакура: девочка, имя которой отлично описывает ее характер. Слабое, трогательно-жалкое существо с явной 4в, скучное, с писклявым голосом, питающее противоестественно-всепоглощающую привязанность к Эмии, и совсем не вызывающее этим симпатии. Психотравмы прошлого ее отнюдь не вытягивают.
Еще пара плюсов в копилку: очень красивые, естественно выглядящие бои. Когда из героя делают мясо, из него делают мясо, не выходя при этом за рамки, когда смотреть становится неприятно. Если есть кровь, она выглядит, как кровь. Никаких героических синяков на скуле и порезанных плеч. Если кем-то шмякнули в стену, он получает соответствующие травмы, неважно - слуга он или человек, и все хилерские измышления направлены лишь на то, чтобы эти плюсы не превратились в минусы, и герои не скончались досрочно. Все это производит весьма приятное впечатление, и что важно - определенный градус сопереживания: при таком раскладе принцип "пусть мне будет больно, зато не пострадают окружающие" кажется чуть более реалистичным, чем обычно, и не столь голословным.
И еще последний плюс - любовные перипетии: в кои-то веки без трагического надрыва, высосанных из пальца душевных терзаний, и заиканий в присутствии обьекта любви. Все строго, чисто и красиво. Все в рамках самых важных принципов; если я люблю, то моя любовь - это моя ответственность. Если я люблю - я не принуждаю. Если я люблю, я могу отпустить, но могу и надеяться. Минимум слов, простые, трогательные проявления своих чувств, и один-единственный поцелуй с налетом грусти (все это не считая легкого фансервиса, не отдающего, впрочем, пошлостью) - эмоциональная сторона в Фэйт на высоте.
Итак, многабукав заканчивается общей оценкой на твердую четыре с плюсом. Единственное, что мешает Fate: Stay Night получить пятерку - странные извивы сюжета в последних сериях и странное главзло с непонятными мотивами. Очень мешало ясному восприятию смысла, но впечатления никак не испортило. С радостью посмотрела бы продолжение в виде чего угодно - хотя канон и закончился закономерно, финал-то остался открытым...