В последнее время я такое passive bullshit в ожидании перемен своей жизни, что заставить меня писать может только негодование, и вот я взяла и вознегодовала, потому что после дня благословенного чтения Дяченков налетела на рецензию "Трона" и "Зова" (кстати, ура, не я одна считаю, что он "Зов" а не "Призыв"!), которая аккуратно обмакивала творения Гайдера в болотце и высокомерно поясняла, почему. А я, видя презрительные и негативные рецензии на то, что мне нравится, чувствую себя одноклеточным. Вообще, стоит человеку с умной рожей начать говорить, почему то, что мне нравится - чушь и полная фигня, как я чувствую себя тупой, хочу бежать и кому-то что-то доводить, и это доказывает, что я - идеальная жратва для тролля.)
много вяканьяНе суть, впрочем, я и сама знаю, что романы не фонтан. Они мне нравятся, как тупому фанату (с), немного вопреки, и потому, что я вообще склонна оправдывать то, что плохо, ради того, что хорошо. Я не сноб, увы, но я снобам немножко завидую - как же, они ведь четко могут отличить хреновую вещь от хорошей, и хреновое не кушают, не-е, они если и попробуют, то потом каааак разразятся!.. И всем сразу откроют истину.
А мне вот понравилось. Может, кстати, потому, что я читала изначально все-таки в оригинале, а в английском пафосность фраз, наличествующая в переводе, не бросается в глаза - английский вообще в этом плане проще и не столь изъебист. Boromir smiled, помните? А перевод - по крайней мере, Зова - тоже не блещет, как и ожидалось, хоть и терпим. Он не особо напортил, зато регулярно царапал, и, возможно, читай я сразу в переводе, мне бы понравилось меньше, но, может, и нет. В конце концов, может, Архитектор таки действительно гарлок (а мне так нравилось, что в оригинале его сдержанно называли просто "оно"!), а Хафтер мог бы и не быть Кромсаем (я честно лезла в переводчик смотреть, с какого потолка это взяли).
Но вообще, я, наверное, все же скажу про "Трон", но невнятно, потому что это я так отвечаю на высказанные в рецензии неудовольствия. Я читала его вторым, хотя хронологически книга идет первой, и, положа руку на сердце, "Зов" все-таки лучше, потому что размах у него скромнее: всего лишь группка Стражей и Мэрик, решающие частные дела ордена, с этим проще справиться, чем расписывать реальное положение Ферелдена во время оккупации и несколько лет активных военных действий. Понятно, что набрасывалось в Троне все довольно схематично, особенно под конец, где внезапно "прошло три года и орлесианцев наконец выпинали" (вдобавок, я ждала описания битвы при реке Дейн, ну елки-палки, это же был Crowning moment of Awesome Логейна! Мистер Гайдер, вам что, стало влом писать про драки? А до того не влом было, не? Shame on you!). К тому же, Трон должен был центрироваться вокруг Мэрика (теоретически), а на деле звездой оказался Логейн, и я ушла к нему в фанаты, несмотря на то, что мрачен и суров он был еще тогда, а пыриться умел так, что всем становилось жутко. И если уж обвинять его в том, что Логейн неэмоциональная сволочь, склонная к хроническим предательствам, то вдобавок к изначальной мрачной натуре одиночки у него было достаточно оправданий для своего поведения, о достоверности передачи которых можно поспорить - но меня они абсолютно устроили в плане психологической достоверности, тем более, что показывает он, хоть и редко, и другое лицо. Хуже было с Мэриком, еще чуть хуже с Роуан, и никуда не лезло насчет Катриэль, но я в этом случае слишком предвзята насчет белокурых эльфиек-любовниц-королей. Мэрик очень мил, но несколько размыт, он добрая няшечка по натуре своей, находится где-то на том же уровне психологического развития, что и Алистер, и к возмужанию своему идет с перебоями, опять же как и Алистер - но ему по возрасту вроде как и положено, да и в воспитании были явные пробелы. Вероятно, Тейрины этим грешны (по крайней мере, с Мэрика же и начиная). Роуан мне полюбилась с того момента, как отправилась вытаскивать Логейна - видимо, у меня уже пунктик на боевых, прямых и искренних по натуре, как палка, девушек. Типаж же Катриэль и ее роль не вызывают никаких симпатий, и все потому, что...как там говорит Китахара? Обоснование ее влюбленности в Мэрика (вот его-то пылкая любовь не так уж удивительна) и темпы прогресса личности - не очень (с). Насчет ее предсказуемости - ну да, предсказуемо, но не могу сказать, что мне это мешало, потому что я была в курсе ее действий заранее.
Драк в книге действительно много - закономерно, потому что а) война, б) в ДА без драк никуда, в конце концов, а это все-таки "книга по игре", даже если приквел, и да, они непомерно подробны иногда, но вовсе не так паршивы, как, скажем, в Фэйте описания секса (и я знаю, что это совершенно разные категории). Возможно, динамику можно было делать и как-либо еще кроме "драться - бежать - драться - бежать - драться" с рефлексиями в промежутках, в чем бедный Трон обвиняют, даже точно можно было бы, но это не тот тип книги и не тот сюжет. В конце концов, даже до прочтения знакомый с ДАО человек в курсе, что было орлесианское иго, и что его сбросили путем интенсивного воевания. О ЧЕМ еще можно было писать? О внебоевых буднях немножко было, о любви тоже было - кстати-с, о наивной и чистой и подростковой, пафосной, смешанной с не менее пафосными внутренними и внешними конфликтами, и с убиением, и с великими жертвами - но так ведь и героям было как раз в районе двадцати (я не учитываю Катриэль, потому что она для меня сплошное НЕ ОЧЕНЬ(с)), и родом они таки из времени рыцарей и прекрасных дев. Немножко их оправдывает, ага? Только дерутся или страдают? Неправда, иногда еще и вполне бодро дружат, и шутят, и понемногу растут и меняются (жаль, что частично за кадром), и даже поступают вполне внезапно. По крайней мере, не момент убийства Катриэль Мэриком для меня стал сколь-либо переломным моментом, а то, что милосердный и немстительный в общем-то Мэрик убил предателя своей матери с великолепной безжалостностью. И то, как Логейн отказался от Роуан - тоже было вполне себе моральным выбором. В общем, нельзя сказать, что книга высокопсихологична и достоверна, и что песонажи демонстрируют великолепную многогранность - но в своем жанре, на своей позиции она неплохая. Главгад Мегрен, конечно, преувеличенно омерзителен, будучи при этом бисексуальным красавчиком, но при том, что нам известно об Орлее от Лелианы и Катриэль, среди тамошней аристократии такие вот товарищи - дело обычное, а дорвавшиеся до власти деспоты, не блещущие умом, не так уж из пальца высосаны. Глупые люди же тем паче часто встречаются, а Мегрен был туп, как пробка и истеричен - в этом его чернота, собственно, и заключается. Его проблема была примерно такая же, как и у Луи Тринадцатого - таланта править нет, но талантливого Ришелье рядом не нашлось, потому что Северан, как ни крути, был маг, и советник условный, и, подбираясь к цели в виде незаменимости для Мегрена, слишком часто прокалывался. А все потому, что justice will prevail, а у Мэрика был большой резерв удачливости, в чем он сам признается, ну и не каждому же быть Ришелье.)
Cut the long story. Я не пытаюсь делать рецензию на книгу, я просто возмущенно вякаю, что она не так уж плоха. Не высокая литература, да. Но, господа, положа руку на сердце - кто-то ожидал невесть какого шедевра? Игра есть игра, она интерактивна, в ней гораздо более гибко можно развернуться. По Ориджинам, надеюсь, никто и никогда не снимет фильма и не напишет книги, это было бы смертоубийство и свинство. Но поведать о свершившемся и однозначном прошлом, о начале Драконовека, дать представление о том, кто там и что делал, как он примерно думал и чем руководился (а главное, блин, с чем надо есть Логейна, чтобы не считать его однозначно мерзким и отвратительным предателем), и почему стоило выпинать орлесианцев из Ферелдена, а ферелденцы до сих пор на Орлей косятся, как солдат на вошь - ну, имхо, Гайдер справился. И если кто-то читал картонных персонажей и плохой сюжет, то я читала кусок истории Ферелдена, и мне понравилось. Немного вопреки.
о Троне
В последнее время я такое passive bullshit в ожидании перемен своей жизни, что заставить меня писать может только негодование, и вот я взяла и вознегодовала, потому что после дня благословенного чтения Дяченков налетела на рецензию "Трона" и "Зова" (кстати, ура, не я одна считаю, что он "Зов" а не "Призыв"!), которая аккуратно обмакивала творения Гайдера в болотце и высокомерно поясняла, почему. А я, видя презрительные и негативные рецензии на то, что мне нравится, чувствую себя одноклеточным. Вообще, стоит человеку с умной рожей начать говорить, почему то, что мне нравится - чушь и полная фигня, как я чувствую себя тупой, хочу бежать и кому-то что-то доводить, и это доказывает, что я - идеальная жратва для тролля.)
много вяканья
много вяканья